ГЁТЕАНУМ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – ПРООБРАЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ  

Гётеанум как символическая модель –
прообраз взаимоотношений человека и окружающего мира
в современном индустриальном обществе

О.В. Тарасенко,
доц. каф. Культурологии ФИИ, ИрГТУ

Попыткой преодоления несовместимости «западного» и «восточного» миров и целенаправленного изменения современной культуры и цивилизации, является антропософия Рудольфа Штайнера как философское, духовное и общественное движение к гармонии природы и человека, творческому гуманистическому содержанию в противовес доминирующему рационализму и технократии, моделью котopой стал Гётеанум.
В основе концепции, «духовной науки», Р. Штайнера и его Антропософского общества лежит синтез европейской мистической антропософии с мотивами индуистского оккультизма и тантризма. Сам он определяет антропософию как «научное исследование духовного мира, призванное преодолеть одностороннюю ограниченность как поверхностного познания природы, так и вульгарной мистики». [7.132] Идею концепции оставляет сущностное единство космического бытия, реализующееся через взаимодействие «мировых эонов». Это взаимодействие создает структурно-онтологическую иерархию, определяющую последовательные этапы эволюции как космического целого, так и человека в качестве постоянно совершенствующегося существа, восходящего при помощи индивидуального сознания от природно-телесного и психического составляющих к духовному, всеедино-космическому уровню. Индивидууму дается возможность «опознание собственного существа как вместилища существа мира». [2.67] Гетеанум - архитектурный ансамбль в Дорнахе (Швейцария) - антропософский центр, созданный по проекту Р. Штайнера, в виде нового и необычного, свободного от влияния «исторических» стилевых элементов, но при использовании их некоторых конструктивных форм и выразительных средств. Он возник на основе собственного философского учения и интереса Штайнера к трудам по естествознанию и эстетике Гёте.
Штайнер рассматривал Гетеанум в качестве «воплощенной художественной формы», отрицая при этом наличие какой бы то ни было аллегории или символики. Но, по мнению А. Банфи, любое произведение искусства как некая форма жизни доведенная до уровня всеобщей ценности должно рассматриваться в качестве символа. «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни». [1.35] И, поскольку искусство воспринимается в качестве знаковой системы (Лотман Ю., Успенский Б., Каган М.), семиотические качества характеризуют особенно художественную форму, рассматриваемую М. Каганом в виде сложной гетерогенной системы, где внутренняя форма моделирует жизненный опыт человека и обеспечивает переход духовной сферы в материальную». [3.172]
Так и ансамбль Гётеанума рассматривается как средоточие, хранение и трансляция идей антропософии. То есть, данное содержание составляет единство с данной формой, что и позволяет рассматривать его в качестве символа. Становление художественной формы соотносится также с выбором материала (в данном случае дерево и бетон), изобразительных и выразительных, технических средств, при помощи которых содержание находит выражение в различных семантических уровнях.
По идее Р. Штайнера, в этом новом общественном сооружении органической архитектурной формы должны воплотиться морально-эстетические и духовные основы мироощущения человека. В Дорнахе был выстроен народный дом, «Beнец города» - культурный центр колонии художников и ученых, чье творчество было свободно от государственной опеки. Здесь же была предпринята попытка согласования в социальном и архитектурно-градостроительном планах индивидуализма и коллективизма.
Также создание Гетеанума базируется на воплощении общих законов эволюции архитектуры и развития, гармонии растительного мира. В основу проекта лег принцип метаморфозы (введенный в архитектуру в 1907 г.) - принцип подвижного равновесия пространства, скрывающий единство частей зданий и групп построек. Сам принцип был выведен в работах Р. Штайнера о Гёте, в том числе «Основах теории познания в мировоззрении Гёте» (1886), в которых он называл Гёте первооткрывателем закономерностей развития жизни, «Кеплером и Коперником всего живого». [4.163] Формообразующий процесс метаморфозы, положенный в основу «органической архитектуры», сложился под влиянием исследований Гете морфологии растений, что послужило созданию не только Гетеанума, нo и многих построек современной архитектуры. Гёте воспринимал растение как один сложный лист в качестве праформы, которая и подчиняется метаморфозе как созидающему принципу всего живого, создавая множество вариантов.
Штайнер рассматривал развитие архитектуры по законам упорядочивающей трансформации, которая регулирует рост растений. Он считал, что архитектурное, пространство рассчитано не «на созерцание», а на содержание идеи, и рассматривал его во взаимодействии предметов как взаимообусловленных центростремительных и центробежных сил. Эти идеи были обоснованы им и его учениками в «Проективной геометрии», дающей описание также установленной евклидовой геометрией, как законов неорганического мира, так и формообразования живого мира, что послужило поиску пространственных органических структур и нашедших отражение в архитектуре будущего. Проблему преобразования геометрического формообразования в органическое, Штайнер рассматривал с позиции развития сознания и деятельности по отношению к самому пространству как результата глубинного взаимодействия между центростремительными и центробежными силами в отношении архитектурного формообразования. В более широком смысле ставится цель в изменении процесса формирования пространства в социальном контексте относительно всего человечества.
Главное строение Гетеанума создано в своих общих архитектурных формах на основе двух первичных геометрических тел, образующих природные формы, - цилиндров и полусфер. В его общей системе образов интегрировались архитектура, скульптура, живопись, а также свет как часть общего художественного решения.
Внутреннее пространство интегрирует в себе элементы архаических представлений, мистических учений в конструктивных формах и изобразительном искусстве с помощью знаково-символических средств.
Здесь прослеживается использование традиционного архаического алфавита, единицами которого служили основные элементы космоса. Структура здания содержит в себе динамическое развертывание по спирали, обозначенное постепенным увеличением высоты семи колонн, количество которых можно рассматривать в качестве метазначения числа «семь», и горизонтальную систему координат, ориентированную по сторонам света. Использование для конструктивных форм (в том числе, колонн) и скульптуры различных пород дерева напоминают «вечные» символы: «Мировое дерево», «Райский сад», а также, характерное для ряда суперэтносов (кельтов, славян, китайцев), восприятие дерева в качестве живого материала (в отличие от камня) как вместилища витальных сил, оказывающих на человека благотворное защитное и целебное воздействие.
Продвижение к зданию и во внутреннем пространстве проходит с запада на восток, отражая в реальном «профанном» понимании движение вспять, от смерти к рождению, а в сакральном контексте - от тленного, материального к духовному, эфирному, космическому бытию. Эта же идея, эволюция личности, находит выражение на эзотерическом семантическом уровне - в радужном свете, излучаемом цветными окнами. На экзотерическом уровне сюжеты, выгравированные на стеклах, и деревянная скульптура в нише, находящаяся в центре здания, отражают ощущения человека, идущего по пути познания. Человек, по представлению Р.Штайнера, есть высшая форма существования природы и в скульптуре он воплотил эту идею в образе творчески мыслящей личности.
Цвета спектра соотносятся со сторонами света, что характерно для архаических представлений различных народов и алхимии, сопоставляемые со стихиями или первоэлементами, а в буддийской мандале с этапами достижения истинного знания - мудрости (yeshes-lnga). Этапы духовной эволюции, по Штайнеру также, олицетворяет пять, цветов, где: красный является символом активного познания, зеленый — душевного равновесия и растительного мира, голубой - эквивалентом протяженности пространства, а фиолетовый - времени. Выражением духовной чистоты и всекосмической любви стал розовый.
В сюжетах, оконных гравировок на внешнем семантическом уровне прослеживаются изображения, содержащие представления об инкарнации, структуре, личности и мира с космологическими и религиозно-мифологическими зооморфными и антропоморфными образами Ветхого Завета и Евангелия. На западном окне, где в готических храмах помещается роза, изображается лотос - священный космологический цветок египетского и индийского религиозных учений. Здесь он рассматривается как сверхчувственный орган познания законов природы и высшей сущности духовного мира.
Вода в антропософии и органической архитектуре понимается, с одной стороны, традиционно как символ цикличности и животворности, а также воспринимается в качестве балансирующего начала. Ритмические движения воды в сочетании с процессами, протекающими в организмах растений и живых существ, носителем ритмов которых она является, помогают сохранять гармонию. С другой стороны, подчеркивается необходимость формирования нового представления: «Вода - кровь земли» [5.205] - важный компонент, нуждающийся в оздоровлении и регенерации.
Следовательно, одной из главных целей будущего становится экологическое преобразование природы и общества, которое невозможно без «перестройки мышления во всех жизненных сферах и реорганизации всех общественных структур». [6.207] Цель стала ключевой в реализации комплексных программ в индустриальных обществах, реализуемых, к примеру, на Потсдамер-плац в Берлине. Она стала градостроительным символом единой Германии, демонстрируя на исторической территории пример перспективного градостроительного решения, соответствуя экологическим требованиям. Ключевую роль в этом играет город как главное средоточие жизни, производства, новейших взаимоотношений человека и окружающего мира в современном индустриальном обществе. Одному из главных законов экологии Э. Хан относит «соучастие». Поэтому в основе осуществления стратегии экологического градостроительства должно находится соучастие и сотрудничество между администрацией, гражданами, социоэкономическими структурами с позиции решения локальных национальных и интернациональных задач.
Таким образом, в антропософской концепции Р. Штайнера заложена идея преобразования человечества посредством осознания антропософии в качестве науки, интегрирующей архитектурно-художественное творчество, медицину, педагогику, виды хозяйственной деятельности. Она дала стимул разнообразным поискам, архитектурных идей во всем мире, к созданию цельных и необычных архитектурных образов, отражающих новую духовность общества на основе достижений прошлого и современной технологии, в соединении с экологическими идеями и свободе духовного творческого дара человека. На основе антропософии Штайнepa развилась Вальфдорская педагогика, целью которой является попытка синтеза традиций гуманитарного образования с «проблемным обучением».
Литература
1. Банфи А. Философия искусства. – М., 1980.
2. Гутов Е. В. Антропософия // Современный философский словарь. – ПАНПРИНТ, 1998.
3. Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.
4. Петерс Й. Архитектура и интропософия // Архитектура и антропософия. – М., 2001.
5. Уилкс Дж.А. Вода и архитектура // Архитектура и антропософия. – М., 2001.
6. Хан Э. Экологическая концепция Потсдамской площади в Берлине // Архитектура и антропософия – М., 2001.
7. Цит. по: Эрмель Дж. К. Идеалы Баухауза и Гётеанума // Архитектура и антропософия. – М., 2001.


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz