ЦВЕТОСИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ  

ЦВЕТОСИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА
В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

Понятие "картина мира" достаточно выразительно рисует в философии образно-понятийную копию Вселенной. В многообразных "портретах" мироздания можно рассмотреть чувственно-пространственную, метафизическую, духовно-культурную картину мира. Попытаемся выстроить общую модель мира через символику цвета, ибо цветосимволическая модель мира находит отражение практически во всех эпохах и у всех народов. С древнейших времен человечество разрабатывало символику цветов, придавая каждому цвету свой смысл. И, вопреки индивидуальным различиям восприятия цветов, древние культуры выработали определенные цветосимволики, прежде всего из стремления обнаружить и использовать закономерности, лежащие в основе многообразия мира. Символика цвета отражается многоаспектно. Это целостное мировоззрение многих народом, опирающееся на мифологические представления о единстве природы, человека и Вселенной. В ней находит воплощение закон единства и борьбы противоположностей. Наконец, цветосимволика показывает эволюцию человека (от развития психофизических свойств и кончая высшими проявлениями человеческого духа).
В целом, цветосимволическая система, включая цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый), сложилась несколько тысячелетий тому назад и сегодня большую роль играет ее теоретическое и практическое значение во многих отраслях знаний: гносеологии, теологии, культурологии, медицине, психологии, искусстве, этнографии.
Все народы мира наблюдают одни и те же процессы в космосе, природе, обществе и каждый народ волнуют одни и те же вопросы, проблемы. Естественно, что применение системы диады, триады цветов спектра имеет определенное сходство значений, хотя у народов в трактовке отдельных цветов могут быть и различия, порожденные географическими условиями, обычаями цветом кожи.
Так, Д. Заан в своей работе "Цветовой символизм в черной Африке" отмечает, что во всех культурах человек, несомненно бессознательно, при толковании цвета уделял внимание цвету своей кожи "Белый человек сделал свою белую кожу титулом своего величия, китайцы помещали желтый цвет в центр вселенной; чернокожие приписывали черному цвету смысл преуспевания и изобилия..." (Психология цвета М , 1996. - С. 67) Таким образом, поляризация контрастных цветов находит отражение на моральном уровне. При этом у белого человека белый цвет связан с жизнью и добром, а у черного со смертью, потусторонним миром, тогда как черный и ассоциируется с жизнью и плодородием. Для японца, например, в черном находится средоточие красоты как окончательной завершенности всех цветов, а также выражение сублимации и очищения всех чувств. Для жителей Ближнего Востока этот цвет раскрывает понятие любви, могущества, величия. Кроме того, как пишет Ф. Порталь в своем исследовании (Portal F. Des couleurs symboliquite le moyen-age et les temps moderues. P., 1837), что так называемые "противоречия" можно объяснить наличием и смещением как бы двух символических лексиконов - мирского и более древнего, священного.
Что касается цветосимволической "модели" мира, то ее можно условно изобразить в виде конуса, вершина которого олицетворяет понятие "абсолют", следующая часть - взаимодействие двух полярных начал затем показано цветовое выражение троичности, в последующих пяти цветах находят отражение пять стихий или первоэлементов, и, наконец, основание конуса может быть представлено цветами спектра.
Понятие "абсолют" имеет достаточно широкий спектр значений. Но в данном случае наиболее важным является метафизически абсолютное, воспринимающееся как: абсолютное бытие или абсолютная, конечная действительность, абсолютный дух, мировой разум. И хотя сам термин дается для обозначения "безусловного", самодостаточного, "неизменного", "совершенного" и т д., у многих народов в различных религиозно-философских учениях он имеет разное значение, а в некоторых случаях и двойственную природу. Но в любом учении, любом типе культуры, понятие "абсолют" символизирует определенный цвет, как правило, синий, желтый (золотой), белый, реже черный.
Так, синий цвет, по мнению древнегреческих философов, символизирует философию как метод познания мира. Этот цвет является олицетворением трансцендентного начала, ассоциируется с Вселенной и божественной мудростью Иудаизм рассматривает его как общечеловеческую логику мироздания. Во многих религиях синий (голубой) предстает как явление божества, в тибетском буддизме трактуется как трансцендентальная мудрость (Будда Вайрочана), в христианстве является связующим звеном с "Царством Небесным". Синий цвет традиционно связывается с женским началом, любовью. Это цвет Девы Марии - Царицы небесной. Но, нет правил без исключений, в Китае этот цвет символизирует мужское начало Ян - Небо, Солнце, Свет, Энергию, Проникновение и Монаду. (Подобное исключение можно встретить в синтоистской мифологии, где Солнце, вместо общераспространенного мужского божества, олицетворяет женское - богиню Аматэрасу)
В тоже время желтый цвет олицетворяет женское начало Инь - Землю (в противоположность Небу), Луну, Покой, Поглощение и Двойственность.
Сочетание синего и желтого, темно-синего и оранжевого цветов, окрашивающих Небо и Землю, встречается в искусстве Среднего Востока - в миниатюрах ширазской школы ХIV-ХVI веков. В них, в сочетании с различными оттенками, чаще всего представлен роскошный сад - прообраз райского сада - символа цветения, весны, выявления внутренних животворящих сил природы. В христианстве же рай находит выражение в сочетании золотого, зеленого и красного цветов. Здесь цвета показаны гораздо ярче, сочнее земных, так как в мире восточной миниатюры сливаются реальность, вымысел и символика. С другой стороны, земные цвета, по мнению теологов, натурфилософов, являются бледным отражением спектра небесных цветов. Каждый цвет отражает что-то небесное, причем небесный свет подобен свету Солнца, либо что-то духовное, свет которого сопоставляется со светом Луны. В традиции тибетского буддизма в виде дисков Солнца и Луны изображается сидение, на котором восседает Шакьямуни Будда, и здесь солнечный диск символизирует абсолютную бодхичитту (просветленное сознание), а лунный - эмпирическую бодхичитту. Э Сведенборг в своей теологии цвета развивает понятие соответствий, говоря о том, что все образы и формы земного мира состоят из прототипов и соответствий духовного мира, а его образы являются, в свою очередь, прототипами и соответствиями божественного мира.
В "триаде" - процессе трехступенчатого развития человека, строения вселенной - наиболее распространенными цветовыми выражениями являются: черный, красный, белый и синий, красный, белый.
В сочетании черного, красного, белого большинство народов видит трансформацию посредством стихии огня негативной энергии в чистую энергию. Таков смысл понятия "трансмутации" в алхимии. Абсолютную чистоту, прозрачность, твердость, олицетворяющую абсолютный свет (в буддизме - пустотность), символизирует алмаз, который в природе проходит подобное изменение. Так, в тибетском направлении буддизма, алмаз - Ваджра - выступает как символ божественной истины учения Будды и духовного метода. Концепция пустоты (шунья, шуньята) - фундаментальное понятие махаяны, собственно говоря, не имеет цветового выражения, так как ее исходные принципы указывают на то, что:
1) все вещи пусты, так как не имеют субстанциональной реальности;
2) все они временны;
3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности.
В Ваджраяне Трансформация происходит через медитацию на Три Ясных Света - белый (голова, аспект тела), очищающий состояние неведения, красный (горло, аспект речи), избавляющий от страсти, синий (сердце, аспект ума), укрощающий гнев.
С подобным явлением мы сталкиваемся в тримурти брахманизма. Здесь разрушитель Шива - черный цвет - трансформирует гуну невежества, творец Вселенной Брахма - красный - гуну страсти, а хранитель Впишу - белый цвет- ведет к высшему познанию. Данные три качества (гуны Тамас, Раджас и Саттва) являются главными причинами поведения человека. Шива и Вишну, с одной стороны, являются проявлениями одной и той же первопричины (Брахмана-Абсолюта, Высшего Бытия), с другой - взаимопополняют друг друга, оказывают друг на друга влияние. И хотя черный цвет принадлежит Шиве, его представляют в белых одеждах, поскольку он разрушает неведения, указывая путь к избавлению.
В Африке эти три цвета - белый (Юг, Небо), красный (Экватор), черный (Север, вода) - образуют континуум, простирающийся от белого к черному через афелий (точка орбиты, наиболее удаленная от Солнца). Через эти три цветовые стадии человек проходит цикл своего существования и, "белым Приходя с неба на землю, белым возвращается обратно". В данном случае белый приобретает значение мистической жизни, или единения с Богом. Связь, устанавливаемая некоторыми африканскими племенами между этими цветами и их расположением, встречается и в китайско-иранской космологии. Она основана на концепции "экваториальных обращений", разработанной Л. де Соссюром, по которой цветовые перемены, происходящие в природе, обусловлены главным образом двойной осцилляцией солнца от одной стороны экватора к другой.
В христианстве мы встречаемся с выражением Троицы в сочетании синего, золотого, красного и синего, красного, зеленого. Истоки первой триады связаны с тремя разами суточного прохождения Солнца. Бога Отца символизирует восход (цвет голубой), потому что при восходе солнце покрыто дымкой. Полудню соответствует золотой цвет - цвет блистательной славы Бога Сына. Бога Духа Святого олицетворяет солнце на закате. Эта триада соотносится и с тремя фазами жизни человека. Вторая триада, кроме трех лиц Пресвятой Троицы, напоминает о "законе воздаяния", синий - о всемирном потопе, красный - всемирном пожаре и зеленый - о новой земле.
Следующие пять цветов, встречающиеся в различных сочетаниях в зависимости от религнозно-философского учения или культурной традиции, но заключающие в себе одну и ту же идею - духовное восхождение Человека и его взаимоотношение с миром. Это красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (цвета у разных народов варьируются, поэтому дано шесть наименований). В большинстве традиций они олицетворяют четыре стороны света. Четыре стихии или элемента (огонь, вода, воздух, земля), а пятый, находящийся в центре, является связующим элементом, квинтэссенцией - жизненной силои, "вдыхающей жизнь и пространство между миром сотворенным и космосом". Кроме того, с древнейших времен, начиная с эзотерического учения Древнего Египта, четыре цвета, а также четыре элемента, связаны с зодиакальными знаками (Лев, Скорпион, Водолей, Телец) и олицетворяют типы человеческой индивидуальности (темпераменты).
Буддизм связывает сочетание пяти цветов, характеризующие пять элементов (к предыдущим четырем добавляется эфир - цвет белый), с мандолой - микросхемой Вселенной. Кроме того каждая сторона света и центр соотносятся с пятью центрами человеческого организма, с пятью украшениями на изображениях дхьянибудд, символизирующих пять мудростей. Благодаря созерцательным методам, каждый аспект дхьянибудд помогает подавить природу пяти клеш - страстей (зависть и ревность, неведение, гордыню и гнев) и приобрести истинное знание через постижение пяти мудростей (уравнивающей, зеркалоподобной, различающей, всеисполняюшей и мудрости дхармового пространства). То же значение имеет и такое буддийское культовое сооружение как ступа.
Иное представление дает китайская концепция у - с и н. В ней представление об окружающем мире отождествлялось с представлениями о пяти стихиях (ветре, влажности, жаре, сухости, холоде) и пяти первоэлементах (дереве - зеленый или синий цвет, огню - красный, земле - желтый, металле - белый, воде - черный). Носителем "начала" считался "воздух" или "животворное дыхание" (прана). Эти первоэлементы неразрывно связаны, и их взаимосвязь и взаимное угнетение определяют состояние их неразрывного движения и изменения. Первоэлементы в этом учении являются символами основных составляющих материального мира и вместе с тем движения. Эта концепция применялась для классификации как различных явлений природы, так и различных состояний (физических и эмоциональных) человека. Она также объясняла отношения между организмом человека и внешней средой, между физиологией и патологией человеческого организма, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.
И, наконец, радуга (цвета спектра) почти у всех народов является знаком благоприятного проявления божественной воли, в Древнем Китае - это знак объединения инь и ян, в христианстве - образ семи таинств и семи даров Святого Духа, примиряющий небо и землю символ Марии. Радуга - это выражение гармонии в природе, а гармония рассматривалась философами как состояние, непосредственно предшествующее красоте. В свою очередь красота мира и его Творец понимаются как Добро, потому что благое деяние только тогда будет красивым, когда будет совершаться в согласии с собственной природой.
Цвета спектра, вытекающие из белого света Верховного Божества, в учении древних египтян, евреев сопоставляются с образами Семи Творцов или Строителей, вырезающими ножами вселенную из первозданной субстанции. С цветами связаны планеты Солнечной Системы, так как истинная природа солнца, аналогичная белому свету, содержит "семена всех тонов и цветов, возможности которых оно проявляет". В Древней Греции символом универсальных сил и процессов является Пифагорейский тетрактис, в котором содержится теория греков относительно взаимоотношений планет, музыки, цвета. С цветами спектра, так же как с пятицветием, отождествляется гармоничное взаимоотношение человека со своим внутренним и окружающим миром. Они соответствуют семи чакрам в учении индийской йоги, семь цветов как в буддизме, так и в христианстве, отражают преобразование семи негативных проявлений человека (семь смертных грехов) в позитивные качества. В конечном итоге радуга олицетворяет для человека ту форму, без которой невозможно осознанное стремление к "вечному свету"
Таким образом, цвет, начиная с жизни доклассовых обществ и кончая современными цивилизациями, играет роль "естественного языка для выражения религиозных и философских доктрин" (Мэнли П. Холл); становится формой взаимоотношений между людьми, обществами, классами, народами; имеет огромное физиологическое и психологическое значение при воздействии на человека, гармонизации всех его составляющих.

Напишите мне

Hosted by uCoz