Роль искусства в процессе формирования и трансформации личности  

Роль искусства в процессе формирования и трансформации личности

Доц. О. В. Тарасенко,
межд. фак – т, ИрГТУ

Вопрос о роли искусства в жизни человека, в частности изобразительного искусства, о котором в основном будет идти речь, и силе его воздействия как на отдельного субъекта, так и на все общество в целом, широко освещен в искусствознании, философии, психологии, эстетике, культурологии. Исследователи достаточно емко рассматривают побуждающие, воспитательные, преобразовательные, познавательные начала искусства, а также предметные, коммуникативные и индивидуальные аспекты деятельности в этой области.
Целью данной работы является попытка определить роль искусства в процессе формирования и трансформации личности на современном этапе исторического развития. Для более ясного понимания воздействия художественной культуры на человека, становится задача: проследить роль философских и психологических аспектов, сущности искусства, а также механизмов творческой деятельности художника в трансформации личности художника. За основу берется философское определение, где «искусство», будучи особой формой человеческой деятельности, понимается «как некое условное целое и может трактоваться в качестве картин мира или своеобразной онтологии, сконцентрированной на динамике предметно-чувственного бытия людей».1
Основные тезисы:
1. Воздействие искусства и его роль в трансформации субъекта и развития общества неравномерно, неравнозначно в том или ином типе культуры и на различных этапах исторического развития.
2. Влияние искусства на личность зависит от взаимообусловленности художника и общества, произведения искусства и зрителя.
3. Воздействие искусства амбивалентно и может побуждать как к созидающей, так и разрушительной деятельности.
4. Сила и качество воздействия искусства на субъекта и общество зависят от степени личностной самореализации художника.
Прежде всего, необходимо сказать о сущности искусства, которое Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства», определяет «как важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»2. И далее Выготский говорит о том, что искусство должно сыграть определенную роль в «переплавке» человека, но не уточняет ее содержание. Однако неизменной остается эстетическая реакция, порождаемая художественным произведением, в основе которой лежит аффективное противоречие, вызываемое взаимопротивоположными рядами чувств. То есть, ряд мучительных аффектов подвергается определенному разряду, уничтожению и трансформирует негативные переживания в позитивные. Таким образом, процесс катарсиса становится одним из основных законов воздействия искусства на личность.
Другой основополагающий закон мы находим в работе И. Тэна «Философия искусства». Он подчеркивает, что природа талантов, количество гениев зависит от «нравственной температуры», заключающейся в общем умственном и нравственном состоянии той или иной эпохи, в стремлении к тем или иным идеалам. «В каждом столетии появляется какое - нибудь господствующее направление: таланты, стремящиеся в иную сторону, не находят себе исхода, и сила общественного мнения и окружающих нравов затирает их или сворачивает на другой путь».1
Также на разных этапах истории и в разных типах культуры имеются различия в доминирующих образах искусства, способах их создания, схемах их функционирования и трансляции. В архаическом обществе, где сознание и деятельность не были еще достаточно разделенными как впоследствии, искусство присутствовало во всех формах и средствах освоения мира человеком. В дальнейшем, когда производство начинает оказывать влияние на все сферы общества, а наука претендовать на лидирующее положение в культуре, все более остро встает вопрос об искусстве как специфически человеческом способе освоения бытия. И, прежде всего о таком способе, который бы не сводился, который бы не сводился к формам обезличенного производства и деиндивидуализированного знания. Известно, что на протяжении Нового времени, особенно поздней стадии западной технотронно - промышленной цивилизации, личность отдельного человека все больше растворялась в массе безликого социума. В начале Второй мировой войны в «Письме к заложнику» А. Экзюпери, пишет: «Я ненавижу эту эпоху, в которой под гнетом всеобщего тоталитаризма человек становится тихим, выдрессированным и покорным животным. <…> Рабочих Рура проводят перед полотнами Ван Гога, Сезанна и олеографией. Они, разумеется, предпочтут олеографию <…> А будущих Ван Гогов, будущих Сезаннов, одаренных людей, не выносящих приспособленчества, запирают понадежнее в концлагере, чтобы кормить олеографиями покорное стадо»2.
Следовательно, в процессе исторического развития изменяется степень воздействия искусства и его роль в становлении личности. Необходимо отметить, что наиболее действенным инструментом влияния на формирование человека и художественного освоения действительности является синтез искусств, воздействующий, по крайней мере, на два канала сенсорного восприятия, и позволяющий создавать целостную картину мира. Но таковое воздействие при холистическом восприятии мира и лишь в те эпохи, когда сохраняется необходимый баланс между человеком и природой, социумом и окружающей средой.
Колоссальные сдвигам в образе жизни людей, так и в глубинных слоях их создания. ХХ в. имел переломный и даже кризисный характер, что способствовало с одной стороны, это было время огромных завоеваний науки, попыток осуществления социальных утопий, с другой – время крушения надежд на возможность быстрого революционного преобразования общества и могущества человека, способного покорить стихийные силы природы. Кроме того, в ХХ веке наряду с привычной художественной системой, восходящей к античности и базирующейся на принципе мимезиса, возникли различные формы авангарда, отрицающие ценности и традиции предшествующих эпох, стремящиеся начать создание нового искусства, культуры с «чистого лита». Это было очевидное стремление совершить переориентацию творчества, основанного на воспроизведении натуры в жизнеподобных образах искусства, на абстрактно-символические знаковые системы, переходя к отвлеченно-умозрительному художественному языку, отрицанию всяких эстетических норм, кроме раскрепощенной самоценной воли художника. Меняется также и роль художника в формировании эстетического вкуса у общества. Например, в Японии, которая в течение многих веков является эталоном в области формирования эстетического вкуса и эстетических взглядов, сложившихся на основе уникального сплава религиозных учений с континента и исконно японской религии синто, наблюдается упадок эстетических представлений. Европейская цивилизация, особенно ее «американский» вариант, породила такое специфическое явление, относящееся к самым низшим пластам массовой культуры, как кич. Искусствовед В. Савицкая отмечает, что «кич - это не только создание или использование «китчевой продукции», но также система восприятия мира, культуры, вещи»1.
Дохристианские корни зодчества, ремесленной традиции указывают на космологизм, поскольку архитектор, скульптор в своем творческом акте имитируют образование космоса из первозданного хаоса и через создание прекрасного приобщают людей к божественному миру. Магические качества художника, как отмечает А.И. Копытин, связывались с его способностью управлять памятью, получать доступ к материалу бессознательного, влиять на протекание первичных психических процессов, имитировать человеческий образ. Личность художника, как правило, характеризуется сильным, зрелым Я; его отличает также независимость, наличие критических способностей, эстетическая восприимчивость и способность переносить высокое психическое напряжение и тревогу, связанные с творческим процессом. Творческое воображение, как считают некоторые авторы, имеет ряд особенностей: ограничение функций сознаний, высокая эмоциональная заряженность образов и др. Художник сам в состоянии регулировать глубину релаксации и регрессии своего сознания. Художники имеют определенные психологические характеристики, способствующие этому, в том числе способность к быстрому перемещению от одного уровня психической деятельности к другому. Американский психолог Д. Гилфор отмечает проявление в процессе творчества шести качеств художника: способности к беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключать с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.
Для творчества необходимы взаимодействия тела, интуиции и разума, природного дара и приобретенного навыка, бессознательного и сознательного. Сознательное начало, хотя и количественно не преобладает, но контролирует цель творческого процесса, содержит основную идею художественной концепции произведения и организует вокруг него весь свой жизненный опыт. Сознание обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту. При этом, однако, в личности художника обнаруживается противостояние двух потребностей: в полном слиянии с объектом, с одной стороны при отражении и своего внутреннего мира в произведении искусства, и в сохранении собственной идентичности с другой. Из диалектики сосуществования этих двух потребностей рождается опыт, трансформирующий личность художника и ведущий к его психическому «росту». Таким образом, как отмечает психотерапевт А.И. Копытин, «в художественном творчестве становится возможным интеграция логического и образного мышления, сознания и бессознательного, что является предпосылкой для психической трансформации и создания нового».1
Деятельность художника рядом авторов сравнивается с деятельностью психоаналитика. А. Сторр отмечает, что «изобразительное творчество – это позитивная адаптация, <…> хотя в творчестве могут проявляться слабости и проблемы личности».2
Данная тенденция (отражение в творчестве внутренних проблем личности художника) особенно характерна для ряда направлений искусства ХХ в. поскольку прошедшее столетие сопровождалось не только распадом целостного мира, истории, но и расщеплением создания самой личности. Как отмечает исследователь современной культуры О. Калабрезе, для данной эпохи характерна утрата целостности, систематичности. В связи с этим художники делают акцент на нестабильность, неоднозначность, изменчивость, что в конечном счете определяет воздействие художественных произведений на общество. И, как подчеркивает О. Калабрезе, характерным признаком искусства является эклектизм без каких-либо ограничений. Появляется множество модернистских направлений, в которых окружающий мир предстает во множественных образах – гротескных, гипертрофированных, расщепленных и т.д.
Хотя сам по себе творческий процесс для самого художника и для любого другого субъекта уже имеет трансформирующий эффект, в том числе терапевтический. Так не случайно в ХХ в. оформилось такое направление в психиатрии и психологии, как арт - терапия. «Терапия творчеством, в глубоком, философском понимании, есть терапия творческими занятиями, в поисках смысла жизни, своего места среди людей и природы»3 , – отмечает психиатр М.Е. Бурно. Значение позитивного воздействия искусства на формирование личности подчеркивает Н.В. Гоголь: «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства». Создание произведений такого искусства возможно в творчестве художника, который достиг достаточно высокого уровня духовного развития.
На примере творчества Сальвадора Дали, трансформировал свое сознание, творчество от передачи в произведениях болезненногипертрофированных образов до образов, имеющих социальную, философскую, религиозно-мистическую и всечеловеческую значимость.
В достижении «возвышенного перехода в хорошее, сумасшествия в порядок» способствовала жена художника Галина Дьяконова (Гала), значение которой он постоянно подчеркивал в своих картинах. Так и периодизацию творчества Дали (начиная с 1941г., второго этапа) искусствоведы связывают с ее именем: свои полотна художник стал подписывать «Гала - Дали». Историю своей трансформации Дали интерпретировал через миф о Нарциссе, что нашло отражение в его картине «Метаморфозы Нарцисса» (1936-37гг.). В его жизни жена сыграла не только терапевтическую роль, «Гала сломала зловредное зеркало», но и стала его плотью, сутью, целью и средством. Произошла трансформация поглощенного собой юноши, страдавшей паранойей, озабоченной целым рядом комплексов, отягченным темными побуждениями и сексуальными проблемами. Почти весь период творчества до Галы содержит образы его личных переживаний, в которых присутствует эротизм, садизм и разложение. Постепенно Дали совершает поворот к развитию своих взглядов на науку, философию, мир духовности.
Сказалось в этой эволюции влияние жены художника, но и сам Дали, будучи последователем учения Фрейда, понимал важность сублимации в своей жизни и направлял свои подсознательные импульсы в русло творчества, не давая им влиять на создание целостность своей личности. Исследователи творчества считают, что откровенность Дали с читателями, собеседниками является своеобразной формой терапии, а окружающие при этом выполняют функцию психотерапевта. Таким образом, он использовал методы психологических концепций ХХ в. в своей творческой деятельности.
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Воздействие искусства на формирование и трансформацию личности, а следовательно и общества, представляется в виде замкнутой цепи, состоящей из ряда переплетающихся, взаимообусловливающих друг друга линий: а) современные проблемы (глобальные кризисные явления) социум искусство социум современные проблемы; б) социум субъект творчества социум; в) субъект творчества.
2. На данном этапе исторического развития трансформация под воздействием искусства и творческой деятельности возможно лишь на уровне отдельного ряда личностей и сомнительна для общества в целом.


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz