АННОТАЦИЯ

на публикации доцента кафедры культурологии ФИИ ИрГТУ
Тарасенко Оксаны Владимировны


1. Тарасенко, О. В. Антиномизм семантики концепта «город» как идеальной модели мировидения / О. В. Тарасенко // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та экономики и права. – 2005. - № 1. – С. 83-92.

2. Тарасенко, О. В. Гётеанум как символическая модель – прообраз взаимоотношений человека и окружающего мира в современном индустриальном обществе / О. В. Тарасенко // Современный университет: образование, наука, культура : материалы докл. междунар. науч.-практ. конференции, посв. 75-летию ИрГТУ / редкол. И. М. Головных [и др.]. – Иркутск : ИрГТУ, 2005. – С 279-282.

3.Тарасенко, О. В. Проблема противопоставления восточного и западного типов мышления (прагматический аспект) / О. В. Тарасенко // Роль культуры в процессе формирования и развития личности : материалы регион. науч. конференции. Вып. 2. / Иркут. гос. техн. ун-т. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2005. – С. 222-231.

4. Тарасенко, О. В. Семантические инварианты храма как метамодели мировидения / О. В. Тарасенко // Роль культуры в процессе формирования и развития личности : материалы регион. науч. конференции. Вып. 2. / Иркут. гос. техн. ун-т. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2005. – С. 123-132.

Вышеперечисленные публикации являются фрагментами диссертационного исследования на тему «Символизация как фактор формирования и конституирования социума», на материалах которой было опубликовано учебное пособие с грифом УМО МАРХИ «Семантика средневековой архитектуры» (2003 г.). На основе этих работ готовятся к изданию методические рекомендации «Тенденции эволюции в контексте изучения современного искусства» (раздел «Художественно-пространственная среда как средство формирования общества»).
Хотя развитие семиотики архитектурных форм прослеживается в работах как зарубежных - Р. Барта, Дж. Бродбента, Г. В. Ф. Гегеля, З. Гидиона, Ч. Дженкса, И. Н. Страумантиса, Р. де Фуско, У Эко, так и отечественных авторов - А. В. Иконникова, А. Э. Коротковским, О. А. Кривцун, В. Маркузоном и др. В целом недостаточно раскрыта роль архитектурного символизма в бытии социума, личности, их эволюции.
Так, в исследованиях О. В. Тарасенко дается попытка анализа архитектурного символизма в аспекте его содержательных и формальных компонентов, отражение модельного представления о его структуре с целью благоприятного взаимопрочтения в качестве «текстов» культуры. Этому способствует выявление универсального смысла «первомодели» мира, то есть обнаружение того общего, что характерно в конструировании модели мира для любой эпохи и различных этносов. Попутно выявляются значения инвариантов, возникающих в ходе исторического развития при формировании различных социальных субъектов. Кроме того, в работах просматривается картина трансформации семантики художественно-пространственной символики с позиции изменений представлений о мире и их отражения в религиозно-философских учениях на протяжении культурно-исторического развития, а также во взаимообусловленности этого процесса с эволюцией социума. То есть, архитектура содержит в себе все знаковые системы, а также это наиболее долговечная, обозримая, рефлектируемая форма, что позволяет составить целостное представление о динамике формирования и конституирования социума в различных сферах его бытия.
Таким образом, в работах подчеркивается универсально-гуманизирующая функция архитектурного символизма и единство «дома», судьбы в космосе при всем разнообразии пространственно-символических форм.
Все материалы исследований используются в учебном процессе при подготовке к курсам «Семиотика культуры», «Семиотика искусства», «История культуры отдельных стран и регионов».

Напишите мне

Hosted by uCoz