О. В. Тарасенко, А. А. Лбов
Не опровергая положения А. Г. Спиркина о том, что в основе «акта творения символа <…> лежит творческий акт сознания человека» [11, 231], можно сказать, что немаловажную роль в данном акте, а вслед за ним в процессе символизации, играет активизированное подсознание, под которым подразумеваются различные неосознаваемые системы психики. Символизация представляется нам рядом способов освоения мира:
1. Посредством психических механизмов, которые включают: - деятельность левого полушария, содержащую абстрагирование и знакообразование, и правого – символизацию, образность; - детерминически обусловленный процесс, который можно отразить в виде схемы «стимул»  «реакция»; - психическую организацию образов на подсознательном и сознательном уровнях личности в ходе познавательной деятельности.
2. Процесс символизации находит отражение в таких способах, как: расширение смысла; причинно – следственной связи с качествами, значением и т. п. реального объекта; в создании культурных кодов. Можно наблюдать следующие способы бытия кодов в культуре:
1) код как продукт длительного эволюционного процесса может быть задан генетически и, будучи встроен в систему подобно безусловным рефлексам, жестко определять реакцию системы на поступающие извне сигналы;
2) код имеет возможность, в результате, например, индивидуального научения, приобретаться или утрачиваться по принципу условных рефлексов (по П. И. Павлову);
3) в качестве нормативных предписаний способов переработки информации, код формируется в филогенезе культуры на уровне второй сигнальной системы, где связь между означающим и означаемым является «произвольной» и «немотивированной» (Ф. де Соссюр).
В процессе своей эволюции символизация проходит ряд иерархических ступеней, начиная от низшего – знакообразования на уровне первичных психических процессов – до своего высшего проявления в виде образов, или «онтологий мира» (Н. Рубцов), выражающихся в различных знаково-символических системах и формах культуры, при которых создаются всеобщие мировоззренческие представления о способах жизнедеятельности людей.
Как символизирующий акт сознания, «символизация», по мнению А. Г. Спиркина, представляет собой мысленное синтезирование обозначающего и обозначаемого, в процессе которого чувственное содержание образа, его свойства и отношения «поднимается до уровня мысли, идеи» [11, 231]. Интерпретация символов зависит не только от формы и содержания сообщения, но и от опыта, ценностных ориентаций воспринимающего его субъекта. Психологи и физиологи рассматривают мышление человека в виде «процесса постоянного перевода информации из формы пространственных образов, иконических и изоморфно моделирующих объектов, в форму дискретных знаковых кодов, и обратно». [2, 136]
К. Прибрам отмечает кодирующие процессы, создающие знаки и символы в периоды восприятия и переживания, включающие моторные механизмы мозга, что помогает развиваться коммуникативным способностям.
Нервная организация явлений, порождающая знаки и символы различна. Знакообразование происходит при воздействии моторных механизмов на структуру нейрональных соединений, образуемую поступающей информацией, тогда как символы образуются во время воздействия моторных механизмов на сенсорные процессы, происходящие в стволе головного мозга. Побуждающие действия символы обретают смысл на основе их применения в прошлом и состояния организма, использующего их в настоящем. Кроме того, во время коммуникативных действий знаки остаются неизменными в большом диапазоне контекстов. Значение символов «как внутренних переживаний мудрости» (К. Прибрам) целиком зависит от контекстов «Я» в мире», в которых они встречаются. Знаки же свободны от контекстов благодаря функции проводящих путей от ассоциативной части коры мозга, влияющей через моторные зоны на механизмы сенсорного входа (кортикодугальные регуляции входного сигнала), что соответствует процессу избирательного внимания [9, 367]. Функция коры головного мозга выполняет символическую репрезентацию внешнего мира, порождая символическую информацию о нем, при этом качественно однородные нервные импульсы вызывают разнородные ощущения. Отношения нейродинамических структур головного мозга к внешним раздражителям, вызванных различными явлениями внешнего мира, нейрофизиологи Брэйн, Эндриан уподобляют географической карте в своей «теории картографирования», где термином «кортикальная карта» обозначается определенное состояние и распределение по коре нервных импульсов. [12, 62] Эмоции, впечатления, страхи, полученные в процессе жизнедеятельности, сохраняются в различных уровнях памяти. Более сильные переживания, полученные вследствие стрессов, трагедий, детских страхов, травмирующих ситуаций вытесняются в глубинную память, в архив, а затем в течение жизни индивидуума могут проявляться в виде символических образов, в том числе и в повторяющихся сновидениях (см. классификацию).
Таким образом, мышление, по мнению физиологов, представляет собой систему нейронов и их отношений, выполняющих функцию управления организмом человека. И, как отмечает Н. Бехтерева, длительное эмоциональное состояние (позитивное или негативное) влияет на перекодировку нейронов. То есть, «… в оптимальной ситуации эмоции обеспечиваются сравнительно небольшим количеством мозговых зон, где именно и происходит сдвиг сверхмедленных процессов, меняющих свойства этих зон». [1, 171] Данный процесс отражается на устойчивых изменениях, как самой личности, так и общества в определенных социальных, моральных и прочих условиях.
С развитием информационных систем, психических форм информационных процессов, появляются и новые формы знаково–символической деятельности, взаимодействий между кодовыми и внекодовыми механизмами связи, в том числе аналогового принципа моделирования с дискретным кодированием информации в сигнальной и знаковой форме. Последнее, как отмечает В. Н. Пушин, «характеризуется психическим отображением на уровне чувственных образов и уровне мышления.» [10, 176]. В основе дифференциации аналогового и дискретного механизмов переработки информации, а также процессов знакообразования и символизации, в том числе и противопоставления западного и восточного типов сознания, в качестве физиологического основания лежит функциональная асимметрия головного мозга. Поскольку, согласно исследованиям Пиаже, Выготского, Лотмана, «биполярная структура человеческого мозга повторяет структурный дуализм коллективного сознания», в котором обнаруживается «наличие как минимум двух принципиально отличных способов отражения мира и выработки новой информации». [6, 9]
Суммируя физиологические и психологические, лингвистические и философские подходы в исследовании роли биполярной структуры человеческого мозга, можно проследить содержание двух фундаментальных мыслительных процессов – правого и левого полушария. Левое полушарие Правое полушарие
1) Отображает «корпускулярную» природу реальности.
1) Содержит «волновую» природу реальности.
2) Порождает рациональный, упорядочивающий процесс освоения мира, который определяет детали и устанавливает между ними некую связь в процессе повседневной ментальной деятельности, что приводит, в конечном итоге, к осмыслению и абстрагированию полученной информации.
2) Формирующая бессознательный материал, интуитивная часть сознания, где происходит синтезирование, обобщение полученной информации и содержащая образную и чувственно – эмоциональную стороны, аспекты воображения, творчества, артистического восприятия.
В целом, данное полушарие дает возможность познавать мир как единство взаимодействующих сил.
3) Регулирует вербализирующие процесс мышления («воплощенность апперцептивного символа на уровне номинального акта»).
3) Управляет неартикулируемыми уровнями сознания («перцептивный символ эйдетического акта») [5, 30].
4) Оперирует дискретным механизмом переработки информации, в основе которого лежит логическое структурирование, анализ и расчленение на сегменты – знаки, за каждым из которых закреплено фиксированное и независящее от контекста значение.
4) Формирующет целостные иконические модели конкретных и повторяющихся ситуаций. Ю. М. Лотман определяет его как «мозговой субстрат», который содержит в себе архаическое, мифологическое, комплексное сознание, пользующееся «гештальтным восприятием». [7, 8]. (Целостный смысл производится от значения знака).
5) Содержит рациональный и смысловой аспекты символа. Смысловой аспект, поскольку «он более чем знак; он передает значение, он что-то обозначает и требует интерпретации» [8, 278], побуждает субъекта к размышлению. Рациональный компонент символа способствовал на ранних стадиях развития человека переходу от символического взгляда на мир к рациональному.
5) Здесь содержится, по мнению К. Г. Юнга, иррациональный момент внутренней и внешней перцепции, а также «фигуральный компонент символа» (Э.Нойман) [8, 278], возникающий из ощущений и интуиции. Кроме того, посредством формирующего принципа, заложенного в бессознательном, проявляется духовный аспект символа.
Иными словами, прослеживается исторический процесс «развития сознания, адаптации к реальности и открытия объективного мира» [8, 279] при помощи символа. Реальная жизнь индивидуума строится на использовании либо попеременно, либо одновременно обоих процессов мышления, что помогает раскрывать аналогии, сопоставлять явления, либо прослеживать причинно – следственные, хронологические связи, либо создавать холистическую картину мира, которая в полной мере способствует самореализации посредством познавательных и творческих возможностей субъекта.
Богатый материал, раскрывающий символизацию как процесс активизированного подсознания, дают символические образы, возникающие в сновидениях, которые мы попытались условно систематизировать в нижеследующей классификации, базируясь на концепциях А. Адлера, классификации С. Каплан-Уильмаса, А. Маслоу, З. Фрейда и К. Юнга.
Сновидения нами понимаются, как:
- эмоционально окрашенные образные представления, периодически возникающие в процессе естественного сна и субъективно воспринимаемые как реальность;
- системы символических образов, дающих ключ к пониманию в какой-то степени природы человека и некоторых процессов его жизнедеятельности и самореализации;
- структурные элементы коллективного бессознательного, а также личного культурного опыта индивида.
Данная классификация сновидений, на наш взгляд, демонстрирует возможность составить представление о структуре, богатстве внутреннего мира человека, его проблемах и устремлениях, творческом потенциале.
I ступень - бессознательные сновидения (низшая), содержащая в себе первую (физиологические потребности) и вторую (потребность в безопасности) ступени «пирамиды» А. Маслоу.
Она включает в себя:
- Детские сновидения, которые отражают динамику развития ребенка. Сновидения из раннего детства почти всегда содержат мифологические сказочные сюжеты – архетипы индивидуального и коллективного бессознательного, чаще архаического периода, поскольку в филогенезе индивидуум от начала рождения проходит все фазы развития человечества, которые находят отражение в сновидениях.
- Кошмарные сновидения. Содержат в себе враждебные элементы, заблокированные бодрствующим «эго». Такие сновидения вызывают страх перед разрешением травмирующей ситуации; сюда же входят детские фобии, вызванные различными травматическими причинами.
- Сексуальные сновидения (отражение инстинктов) по Фрейду. Образы сексуальной динамики в этих сновидениях могут отражать архетипы, скрытые за внешними проявлениями половой жизни, а также переживание единства или дезинтеграции с иной частью человека (Анимой или Анимусом).
- Подтверждающие сновидения – страхи, проявляющиеся на инстинктивном уровне (например, беспокойство матери о своем ребенке, страх смерти, тяжелая ситуация связанная со здоровьем);
- Сновидения, связанные с образами Тени или Персоной (маской) по Юнгу. Данные сновидения помогают человеку разотождествиться с его маской, показывая теневые аспекты собственного поведения.
- Образы, порожденные в процессе символдрамы, или сновидений наяву (катативное переживание образов по Х. Лёйнеру), которые раскрывают внутренние бессознательные ситуации, вторгающиеся во внешнюю жизнь, связанные с рождением или детством и остро нуждающиеся в разрешении. То есть, создаются ситуации, отягощенные символизмом сновидений, связанные с тем жизненным выбором, необходимость которого возникает перед человеком.
II ступень - межличностные сновидения, содержащие в себе третью (потребность причастности к социуму) и четвертую (потребность в самоутверждении, признании) ступени «пирамиды» А. Маслоу:
- Сновидения по Адлеру, которые могут усиливать во сне проблемы, связанные с определенными жизненными ситуациями или отношениями, делая их очевидными для сновидца. Поучающие сновидения ставят сновидящее «эго» в затруднительные ситуации, и показывают новые пути достижения цели, помогая человеку постигать жизненную мудрость.
- «Эго» - сновидения показывают, что сновидящее и бодрствующее «эго» - это проявления отношений, чувств и способов поведения, которые необходимо изменить. Сюда же можно отнести сновидения, связанные с межличностными отношениями. Некоторые сновидения довольно точно раскрывают динамику взаимоотношений и дают ключ к решению проблем в отношениях с окружающими.
- Компенсаторные сновидения представляют такую точку зрения на событие, которая отличается или противоречит преобладающему мировоззрению личности.
- Осознаваемые сновидения, в которых сновидящее и бодрствующее «эго» сливаются, создавая осознание того, что человек спит. Часто это происходит за счет преобладания функции «эго» над созидающей образы функцией источника сновидений.
- Повседневные подтверждающие сновидения, возникающие при необходимости какого-либо выбора на бытовом уровне.
III ступень - духовные сновидения, базируются на пятой ступени по А. Маслоу и отражают духовные потребности, когнитивную деятельность и эстетические взгляды:
- Архетипические сновидения по Юнгу. Показывают сновидящему, какие именно архетипические энергии оказываются активными в нем или в какой-либо его жизненной ситуации.
- Интуитивные сновидения, в которых открывается информация о волнующих человека людях из внешнего мира и ситуациях. Они помогают личности сознательно готовиться к данным событиям и достигать их положительного разрешения. Сюда же можно отнести сновидения-откровения по Уильямсу, которые дают человеку прозрения и открывают новые возможности для действий.
- Предсказывающие сновидения предупреждают человека о возможных важных будущих событиях, показывают потенциальные возможности для нового роста и общей ориентации в жизни, в том числе о проблемах, требующих разрешения.
- Духовные сновидения открывают перед человеком перспективу в отношении связи «эго» с первоисточником сущностных энергий.
IV ступень - творческие сновидения. Ее можно сопоставить с шестой ступенью по А. Маслоу (творческая самореализация):
- Сновидения ребенка. Дети могут работать со своими сновидениями не менее эффективно, чем взрослые, используя такие интуитивные процессы, как художественное творчество и рассказывание историй.
- Подтверждающие или дополняющие сновидения, возникающие в момент, когда человек пытается сделать эффективный и значительный выбор. Такой выбор может касаться научного или художественного процессов.
Таким образом, как гласит древнеегипетская пословица: «Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме».
Наблюдения за процессом символизации, раскрывающемся в символических образах сновидений, способствуют раскрытию богатого потенциала личности, появлению научных достижений, созданию произведений искусства.
Л и т е р а т у р а
1. Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева – СПб. : Нотабене, 1999. – 291 с.
2. Веккер, Л. М. Мышление и интеллект/ Л. М. Веккер// Психические процессы. Т. 2. – Л., 1976. - С.130 – 139.
3. Волков, А. Г. Язык как система знаков / А. Г. Волков. – М. : Изд-во МГУ, 1966. – 87 с.
4. Иванов, В. В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем / В. В. Иванов. – М. : Сов. радио, 1978. – 185 с.
5. Кармадонов, О. А. Социальная функция символа : дис. канд. филос. наук : 09.00.01 / Кармадонов Олег Анатольевич. – Иркутск, 1997. – 140 с.
6. Лотман, Ю. М. Риторика / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 5 / Отв. ред. Ю. Лотман. – Тарту : Изд-во Тартуского ун-та, 1981. – С. 5 - 24.
7. Лотман, Ю. М. Феномен культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 10 / Отв. ред. Ю. Лотман. – Тарту : Изд-во Тартусского ун-та, 1978. –– С. 6-26.
8. Нойман, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойман. – М. : Рефл-бук, 1998. – 464 с.
9. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. - М. : Наука, 1975. - 390 с.
10. Пушин, В. М. Психология и кибернетика / В. М. Пушин. – М. : Наука, 1974. – 230 с.
11. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М. :
Hosted by uCoz

Напишите мне
Hosted by uCoz