СНОВИДЕНИЯ / ВИДЕНИЯ КАК ЭПИФЕНОМЕН ДЕТЕРМИНАНТА КУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ  

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ




Допускаю к защите
Декан факультета
изобразительного искусства
______________ И.А. Ширшков
«_____» ______________ 2006 г. Допускаю к защите
Заведующий кафедрой
культурологии
_______________ А.В. Беркович
«_____» ______________ 2006 г.



СНОВИДЕНИЯ / ВИДЕНИЯ КАК ЭПИФЕНОМЕН ДЕТЕРМИНАНТА КУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ

(дипломная работа
по специальности 031401 «Культурология»)











Выполнил студент А. А. Лбов подпись И. О. Фамилия
Руководитель О.В. Тарасенко, доцент
подпись И.О. Фамилия, научная степень, звание






Иркутск
2 0 0 6

Доклад по дипломной работе

Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме.
Древнеегипетская пословица
Тема дипломной работы «Сновидения как эпифеномен детерминанта культуры». На наш взгляд эта тема актуальна и востребована в новом тысячелетии, т.к. множество научных теорий, изучающих феномен сновидений, не дают ответа на вопрос о культурообразующей роли сновидений в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом.
В 19 веке появилась даже наука онейромантика, исследующая процессы сна и символы сновидения с позиций философии, культурологии, художественного и изобразительного искусства. Первым в этом ряду следует назвать Аристотеля, создавшего солидный пятитомный труд "Онейрокритика" (Критика толкования сновидений), в котором приводится классификация снов и особо выделяются сновидения, связанные с прямым пророчеством (Oraculum).
В последнее время значительно возрос интерес к сновидениям в российском обществе. Статистика издательских продаж показывает, что наибольшей популярностью сегодня пользуется эзотерическая литература, в рамках которой можно найти множество научно-популярных изданий по ключевому слову «сновидения». После потери национальной идеи россияне стали искать альтернативные пути постижения смысла жизни и поиска своего «Я».
Цель работы данной работы - проследить роль сновидений и их интерпретации во взаимообусловленном процессе влияния культуры на эволюцию и творческое самораскрытие личности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, которые вы видите на экране
* рассмотреть значение физиологических процессов в функционировании сновидений;
* выявить воздействие различных процессов в жизнедеятельности личности на содержание сновидений;
* отследить влияние принадлежности индивида или социума к определенному типу культуры на содержание сновидений, их образы (культурные коды);
* рассмотреть проблемность интерпретации сновидений;
* проследить роль сновидений в саморазвитии и творческом самораскрытии личности.
Объектом исследования является функционирование сновидений в контексте культуры. Предмет исследования: содержание образов сновидений как детерминанта культуры с точки зрения их воздействия на самораскрытие личности.
Современное состояние разработанности проблемы уходит корнями в 17 в. и, по-существу, является разновидностью теорий античности и средневековья. (Эти теории основывались на двух подходах: 1) сны – это проявление животной природы человека (напр. фрейдистский подход), 2) сны возникают под действием рациональных сил (напр. подход А. Адлера.) В первую очередь следует выделить подходы к изуч. сновидений Фрейда и Юнга. Фрейд видел основу проблемы в инстинктах человека, Юнг же, в большей степени культуролог, помимо психоанализа развил учение об «архетипах», в основе которого лежит глубинное исследование культуры народов мира.
Сон становится предметом эстетического осмысления и в мировой литературе. Так, например, в работе анализируется книга современного классика Пауло Коэльо «Алхимик», которая стала почти буквальной художественной иллюстрацией теоретических положений книги Юнга "Алхимия снов". Обе обложки на экране. В последней Юнг исследует архетипический смысл сновидений. Трактуя сновидения, Юнг показывает, как образы древней мифологии "работают" в душе и жизни современного человека. Рассматривая понятие "архетип" в рамках мировой культуры, Юнг убеждается в том, что смысл сновидений человека современного вполне можно объяснить с точки зрения архетипических культурологем древности.
Новизна работы заключается в попытке дать целостное представление о роли сновидений во взаимообусловленном процессе влияния культуры на творческое самораскрытие личности. (Теоретическая значимость) Наше исследование вносит вклад в изучение характера воздействия сновидений на личность. На основе которого могут быть скорректированы новые подходы к использованию творческого потенциала человека.
Важно с самого начала определиться в терминах. Что касается соотношений сна и сновидения, то, в общем понимании, сон - это определенная реальность, а сновидение - действие во сне, то есть в этой реальности. Таким образом, основываясь на различных взглядах о понимании феномена сновидений, которые приведены в работе, мы пришли к следующему операционному определению сновидений:
1) как эмоционально окрашенных образных представлений, периодически возникающих в процессе естественного сна и субъективно воспринимаемых как реальность;
2) как системы символических образов, дающих понимание природы человека и некоторых процессов его жизнедеятельности и самореализации;
3) как структурного элемента коллективного бессознательного, а также личного культурного опыта индивида.
Проанализировав различные подходы к феномену сновидений, мы пришли к выводу, что во время сна человек способен к более совершенным наблюдениям проявлений своей сущности и если он отдает сновидениям должное внимание, то, так или иначе, совершенствует свой жизненный опыт. Будем считать, что из каждого сновидения после рассмотрения сюжета, анализа цветов и расстановки акцентов можно почерпнуть информацию как о самом человеке, его трансформации, так и о происходящих процессов во внешней среде, что, на наш взгляд, демонстрирует данная ниже классификация сновидений. Экран
I ступень низшая содержит в себе физиологические потребности, проявляемые в сновидениях человека.
II ступень межличностных сновидений в ее основе – потребность в социальном признании индивида.
III ступень духовных сновидений, выражает духовные потребности, когнитивную деятельность и эстетические взгляды.
IV ступень творческой самореализации через сновидения.
Как Вы уже, наверное заметили, в основе нашей классификации лежит: «пирамида» потребностей А. Маслоу и классификация Каплана-Уильямса (книга «Работа со сновидениями» М.: Изд. Трансперсональн ин-та, 1997)
Экспликация эпифеномена сновидений, в первую очередь, базируется на теории Зигмунда Фрейда, поскольку он выявил процесс символизации в работе со сновидениями. Концепцию Фрейда можно изложить по трем пунктам: экран 1) в сновидении все элементы - символы; 2) все сновидения имеют сексуальное содержание; 3) ни то, ни другое неверно. 1): Далеко не все образы сновидения являются символами, и сновидение использует не только зрительный, но и словесный материал. Сама по себе "константность" символов делает их надличностными и транскультурными. Анализ же сновидений - сугубо личностный. Что касается 2), сам Фрейд в своей лекции "Пересмотр теории сновидений" подчеркивал, что никогда не утверждал мысль о всеобщем сексуальном содержании сновидений. Бессознательные мысли составляют "скрытый смысл сновидения", а явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками.
По Фрейду, сновидение ничего не предвещает и вообще не имеет ни малейшего отношения к будущему. В нем только прошлое и пережитое.

Говоря о символической природе сновидений, следует затронуть такое явление, как сны-мандалы. Создание мандалы, как и ее созерцание, рассматривается как важнейший духовный, процесс, активно влияющий не только на того, кто ее создает, но и на окружающий мир, утверждая в нем гармонию и духовное начало. В определенном смысле каждая картина сновидения способствует формированию мандалы - центра личности. Эту мысль Юнг наглядно иллюстрирует на примере визуальных образов, которые из утилитарных предметов переводятся в разряд онтологических понятий. В работе Юнга приводится описание множества снов, которые в совокупности воспроизводят достаточно длительный процесс становления "самости", "собственной личности из коллективной души".

Немаловажны исследования в области онейромантики Эриха Фромма. В книге "Забытый язык" он критикует тенденции современной массовой культуры, в которой сны считаются абсолютной бессмыслицей. Фром пишет, что «современный человек - это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово "любовь", чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания» .
В напряженных условиях современной жизни, её техногенной насыщенности, значительная доля информационных потоков перерабатывается лишь в недрах бессознательного, время от времени проявляясь в сюжетах сновидений. Понимать собственные сны может и должен каждый образованный человек, который ориентирован на достижение успеха и не желает отставать на дороге развития цивилизации.
Таким образом мы пришли к выводу, что символика сновидений различна для каждого индивида и зависит от ступени его развития. Согласно нашей классификации, чем ниже данная ступень, тем проще образы сновидений, и в то же время, тем сложнее их понимание. Если же человек достиг высокого интеллектуального и духовного развития, его сновидения содержат символику, в большей степени соответствующую проблемам третьей и четвертой ступеням нашей классификации, и тем понятнее будет эта символика, но лишь для самого индивида.
Таким образом, обладая знаниями значений символов в подсознании человека, воспринимая их интуитивно, можно кодировать свое душевное состояние и чувства в творчестве. пример тому тв-во С. Дали. экран апр
Далее – примеры из тв-ва известных людей и слова из заключения.





В заключительной части целесообразно поблагодарить научного руководителя, сотрудников кафедры, членов комиссии за руководство, ценные советы и пр.


Презентация 1часть
Презентация 2 часть

Hosted by uCoz